ecolimp (ecolimp) wrote,
ecolimp
ecolimp

Categories:

Необычные самолеты

Вчера много общался со своими друзьями на Яру. Наталья (west-wind), жительница Подмосковья, страстно влюбленная в Север (это она фотографировала гору Куэльпорр в Хибинах, которую мы за 40 лет до того подорвали ядерным зарядом), в августе побывала на авиашоу «100 лет ВВС России» в Жуковском. Там она и сфотографировала необычный самолет, тип которого не могла определить.
М-17
Обратилась ко мне с вопросом. Я в самолетах тоже не очень разбираюсь. Помог наш общий знакомый из Мончегорска Сергей (khavalits58). Он, бывший летчик авиации Северного флота, мигом назвал тип самолета: М-17 «Стратосфера» или М-55 «Геофизика».
Самолетик оказался очень интересный. Вот что пишет о нем один из его создателей (текст слегка изменен и сокращен мною).
Начало истории создания уникального самолета относится еще к 1950-м. Тогда, в июне 1957-го, с аэродрома Быхов у западных границ СССР поднялась девятка мясищевских стратегических бомбардировщиков. Маскируясь их отметками на экранах локаторов, тайно взял курс на Москву самолет-призрак "Локхид" У-2, летающий в стратосфере до сих пор. У-2 прошел предположительно через Переславль-Залесский, Вышний Волочек, затем Калининград и удалился в сторону Балтийского моря. Первый же разведывательный полет над Москвой и Ленинградом высотный моноплан Джонсона совершил 4 июля 1956-го. До событий 1 мая 1960 г. "невидимки" У-2 сумели сфотографировать Семипалатинский полигон во время ядерного взрыва, Сарышаганский полигон ПВО, ракетный стол на космодроме Байконур, подводные лодки близ Североморска, аэродром в Энгельсе с мясищевскими 3М и М-4. По данным иностранной печати, в это время летчики ЦРУ совершили около 30 полетов над территорией СССР. Наконец, 1 мая 1960-го дивизион майора М.Воронова под Свердловском "захватил" высотную цель, а старший лейтенант Э.Фельдблюм произвел пуск ракеты, поразившей самолет-нарушитель, пилотируемый Фрэнсисом Пауэрсом. Игра в прятки закончилась. В октябре 1962-го ракетчики Малиновского, возглавлявшего операцию под кодовым названием "Анадырь" по переброске на Кубу шестидесятитысячной группировки советских войск, имели еще одну встречу с коварным У-2.
16 октября Вашингтону было доложено о развертывании 9 комплексов советских ракет, идентифицированных американцами благодаря информации, полученной от небезызвестного шпиона Пеньковского. За время своего существования Соединенные Штаты никогда не ощущали такой реальной и близкой угрозы. Наши ракеты имели дальность 2200 км и могли нести ядерный заряд. Мир затаился в ожидании. Назревал кризис, получивший позже название Карибского. 22 октября Д.Кеннеди потребовал вывода советских ракет с Кубы. 27 октября в 18 часов 20 минут московского времени расчет майора И.Герченова, занимавший позицию около города Банес, уничтожил самолет У-2 и его пилота Р.Андерсена, проводивших разведку боевых порядков "Павлова" (псевдоним генерала Иссы Плиева), командующего группировкой советских войск на Кубе. "Павлов" мгновенно донес о случившемся в Москву маршалу Малиновскому, тот Хрущеву. Отдадим должное: Никита Хрущев и Джон Кеннеди нашли компромиссное решение, и разум восторжествовал. Между прочим, несмотря на полеты высотных У-2 над Кубой, американская разведка не имела данных о количестве наших войск. Мотострелковые полки были выведены оттуда незамеченными почти через год после этих событий...
В.Мясищев задался целью создать самолет, способный базироваться на аэродромах 2-го класса и эксплуатироваться в самых ординарных условиях, а летать - в стратосфере, на дозвуковой скорости. По традиции того времени будущий самолет назвали "изделие 17", а разработку - "тема 17". Причем, остатки "первомайского" У-2 всем участникам проекта, в том числе и автору статьи, как начальнику сектора аэродинамики, пришлось тщательно изучить.
Как это нередко бывает, не все из задуманного удалось воплотить в дело. Но на самолете были внедрены более 30 изобретений. На М-17, названном позже "Стратосфера", пилоты ОКБ им. В.М.Мясищева установили 25 мировых рекордов, зарегистрированных ФАИ.
Прямым наследником самолета "Мясищев-17" стал новый высотный самолет "Мясищев-55" "Геофизика", созданный учениками Мясищева (фото справа).
Еще в декабре 1990-го самолет М-17 "Стратосфера" провел исследования содержания озона над регионом Москвы в рамках проекта "Глобальный резерв озона". С 1994-го в эти исследования включился новый мясищевский высотник М-55 "Геофизика". В совместных исследованиях с Высокогорным геофизическим институтом (ВГИ), г. Нальчик, было показана возможность и экономическая целесообразность применения самолета для борьбы с градом. На самолете может устанавливаться аппаратура для астрономических и астрофизических исследований, и его применение выгоднее спутниковых исследований.
Признаюсь, о существовании самолетов «Стратосфера» и «Геофизика» я до вчерашнего вечера не знал, хотя хорошо знал директора ВГИ Залиханова М. Ч., директора Центральной аэрологической обсерватории, так же принимавшей участие в исследованиях с применением самолетов Мясищева.

Ну и, пользуясь случаем, - еще несколько слов о некоторых необычных самолетах.

СПБ или "Цирк Вахмистрова"

Время полётов: 1937-1942 (1943)
Тип: Военный (летающий авианосец-бомбардировщик).
Единственный в мире боевой летающий авианосец. «СПБ» (Составной Пикирующий Бомбардировщик).
Лето 41-го, немецкая армия наступает на всех фронтах. ВВС Красной армии срочно нужно средство, сочетающие в себе дальность полёта и способность наносить точечные бомбовые удары. Подобные проекты разрабатывались в СССР с 1931 года, и пришло время СБП проявить себя. «Цирк Вахмистрова», как его часто называли, состояли из бомбардировщика ТБ-3 (сама по себе машина легендарная) и двух пикирующих бомбардировщиков И-16, подвешенных у него под крыльями.
Обычно такие уникальные машины в бою показывают себя либо плохо, либо очень плохо, но СПБ оказался настолько эффективным, что командованию не раз поступали просьбы о срочном производстве новых «Носителей». Но ТБ-3 уже сняли с производства, и начинать его заново в условиях войны было нереально. Пять СПБ успешно воевали как минимум до середины 42го.

«Оружие возмездия»

Уникальные разработки Германии 1939-45 годов.
Время полётов: 1939-1945
Отличительная черта: Разнообразие как самых передовых так и откровенно странных идей.
Немецкие ученные периода Второй Мировой – уникальная, если хотите, субкультура. Историки, изучающие их разработки, то восхищаются их гениальности, то всерьёз обсуждают сорта галлюциногенных грибов, которые нацистские исследователи могли употреблять, придумывая ТАКОЕ. Нас интересует авиация, и в этой области немецкие учёные поносоздавали столько, что хватило бы на весь список. Тут и ракетопланы, и самолёты-снаряды ФАУ-1, и «летающие крылья»... даже «летающие тарелки». И это только то, что успело взлететь до конца войны.
Большую часть этого авиапарка Гитлер считал своим «Оружием возмездия», способным повернуть ход войны. Не вышло. Но вот построить самые невероятные летательные аппараты – это вышло вполне. Взгляните на фото, даже сейчас такое не летает.

Летающий танк

Время полётов: 1942
Отличительная черта: Настоящий летающий танк.
Идея сбрасывать на неподготовленные головы врагов танки, которые тут же ринуться в бой будоражила умы военных инженеров с того времени, как эти танки появились. Сейчас это осуществимо: тяжёлые самолёты сбрасывают бронетехнику на парашютах, а в нескольких метрах от земли реактивная тормозная система обеспечивает мягкую посадку.
Но в 40-х о таком не могли и мечтать, а вот мечтать о ужасе, который сеют в стане врага танки, внезапно появившиеся в глубоком тылу, вполне могли. Результат мечтаний: «проект КТ» - Крылья Танка. Легкий танк Т-60 снабжался крыльями, после чего взлетал на прицепе у тяжёлого бомбардировщика.
Испытания показали, что КТ может летать, и самостоятельно садиться с экипажем внутри, но вот для его транспортировки в небе нужен очень сильный «тягач». Подходил только Пе-8, которых было около 60, и все они были заняты глубинными бомбардировками Германии.
Проект пришлось закрыть и Т-60КТ смог удивить только персонал советского аэродрома, на котором он внезапно приземлился.

Корабль-самолёт (Экраноплан КМ)

Время полётов: 1966 – 1980
Отличительная черта: единственный самолёт, по документам проходящий как корабль.
Ещё в 30-х годах инженеры заметили странную особенность, у самой земли самолёты вдруг значительно уменьшали скорость снижения, как будто не желая касаться земли. Но в те годы этот эффект только породил много романтичных историй о самолётах «любящих небо и не желавших садится». По настоящему им заинтересовались только в 60-х годах в СССР. Позже это явление получило название «экранный эффект» - дополнительная подъемная сила, возникающая у самой поверхности (от нескольких сантиметров до нескольких метров).
Экраноплан КМ был самой большой летающей машиной своего времени. Хотя и высота полёта была всего несколько метров. Экспериментальный образец, взлетел в 66-ом недалеко от Каспийска. Что интересно, на самолёте был поднят флаг ВМФ, а перед спуском этой амфибии на воду о борт разбили бутылку шампанского. Не смотря на «самолётную» внешность, не смотря на то, что управляют им лётчики, и даже не смотря на основной способ передвижения – полёт, КМ считали кораблём.
Большие буквы КМ на борту судна в западных источниках расшифровывали как «Каспийский монстр». Но СССР никогда не называли военную технику так претенциозно. На самом деле это «Корабль-макет». Это уникальное изобретение не получило должного применения, увы… А применение его было ,s весьма эффективно и в военных и в мирных целях. Но... перестройки, лихие , разгул демократии...

Серия сообщений "История":
Часть 1 - Как это было
Часть 2 - Завершение Второй мировой войны
Часть 3 - 30 лет Смайлику
Часть 4 - Необычные самолеты

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments